•  
    Выбор системы налогообложения
  •  
    Кабинет клиента
  •  
    Предварительный расчет стоимости услуг

ДОГОВОР КОМИССИИ

Правовые аспекты применения и исполнения


Баннер 3.jpg


Договор комиссии — довольно распространенный вид договора у субъектов хозяйствования — относится к договорам, направленным на предоставление услуг. В данном смысле договор комиссии схож с договором поручения: и тот и другой являются формами посредничества. Однако если договор поручения предполагает, что одна сторона в интересах другой стороны может совершать различные юридические действия, в том числе и по исполнению обязанностей либо по осуществлению прав представляемого лица, то по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента совершить одну или несколько сделок. Предметом договора комиссии является лишь совершение сделок.


При исполнении договора комиссии возникают правоотношения между комитентом и комиссионером (внутренние отношения) и отношения между комиссионером и третьим лицом (внешние отношения). Внутренние отношения регламентируются главой 51 «Комиссия» Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), внешние отношения — нормами о договоре, который заключает комиссионер с третьими лицами по поручению комитента (например, договор купли-продажи, поставки и др.).


Если договором комиссии не запрещено, то комиссионер вправе в целях исполнения поручения заключить договор субкомиссии с другим лицом. Договор субкомиссии — это соглашение, в силу которого одна сторона (субкомиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комиссионера) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от собственного имени в интересах комитента. Причем договор субкомиссии является новым договором комиссии, заключаемым между комиссионером (выступающим в роли субкомитента) и другим лицом (субкомиссионером) по поводу комиссионного поручения комитента и в его интересах. Заключение договора субкомиссии не влечет исполнения субкомиссионером обязательства непосредственно комитенту. По данному договору комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента (п. 1 ст. 884 ГК). Товар, поступивший субкомиссионеру для выполнения комиссионного поручения, является собственностью не комиссионера, а комитента.


Особенностью данных правоотношений является то, что до прекращения договора комиссии комитент не вправе без согласия комиссионера вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером, если иное не предусмотрено договором комиссии.



Стороны, предмет и форма договора комиссии


По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.


Сторонами данного договора являются комиссионер и комитент, в качестве которых могут выступать как юридические, так и физические лица.


Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2007 г. № 744 (с изменениями и дополнениями; далее — Правила комиссионной торговли) круг участников договора комиссии ограничен. В качестве комиссионера по данному виду договора могутт выступать юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принимающий от комитента товары на комиссию и реализующий эти товары по договору розничной купли-продажи, а в качестве комитента — гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, сдающий товар на комиссию для осуществления комиссионером розничной продажи этого товара.


По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Эта норма предусматривает, что комиссионер действует, совершая сделки, от своего имени и приобретает права и обязанности. При этом комиссионер выполняет юридические действия за счет комитента.


Пунктом 2 статьи 880 ГК определено, что договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.


Форма договора комиссии, если иное не предусмотрено, законодательством, определяется общими правилами о форме сделок.


Форма и содержание договора комиссии непродовольственных товаров, заключаемого между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, с одной стороны, и физическим лицом — с другой, определены пунктами 17–19 Правил комиссионной торговли. Прием товаров на комиссию оформляется в данном случае путем составления документа о приеме товара на комиссию (договор комиссии, накладная и другие документы), подписываемого комиссионером и комитентом. Вид документа, подтверждающего заключение договора комиссии, устанавливается комиссионером самостоятельно.


Предметом договора комиссии является деятельность комиссионера по совершению сделок.


Это могут быть соответствующие законодательству двух- и многосторонние возмездные сделки (договоры), которые направлены на возникновение обязательств, и могут быть исполнены без участия комитента и результат совершения которых может быть при необходимости перенесен на это лицо.


Комиссионер не обязательно должен заключать договоры купли-продажи, как это иногда ошибочно полагают. Во исполнение договора комиссии могут быть заключены самые различные договоры: лизинга, возмездного оказания услуг, подряда, поручительства и т.п.



Отличия договора комиссии от других видов договоров


Как уже отмечалось, договор комиссии относится к числу договоров, направленных на оказание услуг. Поэтому он имеет общие черты с договором поручения: оба договора заключаются за счет другой стороны (доверителя или комитента). Задача данных договоров, как правило, состоит в совершении сделок для другой стороны. Вместе с тем между указанными договорами имеются и существенные различия.


Прежде всего договор поручения отличается от договора комиссии тем, что он оформляет отношения представительства, поскольку поверенный действует на основании предоставленных ему доверителем полномочий, выраженных в доверенности. Договор комиссии не порождает отношений представительства, хотя комиссионер действует в интересах комитента, так как в отношениях с третьими лицами комиссионер выступает от собственного имени. Поэтому договор поручения носит лично-доверительный характер, а договор комиссии не относится к числу таких договоров.


Отличия, свойственные договору комиссии, обусловлены тем, что комиссионер действует от своего имени, а не от имени комитента. Поэтому по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Данное правило также действует в случаях, когда комитент вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По договору поручения поверенный действует от имени доверителя, поэтому права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.


Отличие договора комиссии от договора поручения можно рассмотреть и по предмету. В договоре комиссии это заключение сделок, в договоре поручения — совершение различных юридических действий. При этом договор комиссии всегда является возмездным, так как комитент обязан уплатить комиссионное вознаграждение, а договор поручения может быть как возмездным, так и безвозмездным.


В договоре комиссии в отличие от договора поручения комиссионер более свободен в выборе способа исполнения договора. Согласно статье 882 ГК при отсутствии в договоре комиссии указаний комитента об исполнении поручения комиссионер обязан исполнить его в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями, т.е. указаний комитента об исполнении поручения может вообще не быть. Если же в договоре комиссии содержатся указания комитента о выполнении поручения, то отступление от этих указаний возможно лишь с согласия комитента. При этом комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть предоставлено комитентом право отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором (абз. 2 п. 1 ст. 885 ГК).


В гражданском обороте заключаются такие договоры комиссии, которые содержат поручение комиссионеру за счет собственных средств закупать товар, подлежащий оплате комитентом впоследствии, например, после доставки. Возникает вопрос о квалификации подобных соглашений. Судебная практика квалифицирует их как договоры поставки, где комиссионер выступает поставщиком-продавцом, обязанным передать закупаемые им товары покупателю-комитенту.


Нечеткое понимание сути сделки и ее юридическое оформление могут привести к переквалификации договора комиссии, например, в договор поставки или купли-продажи, что в свою очередь зачастую приводит к экономическим санкциям и доначислению налогов и сборов.


Право собственности комитента на имущество, переданное комиссионеру, является одним из основных признаков, отграничивающих договор комиссии от сходных по содержанию сделок.


В практике также встречаются договоры, именуемые договорами консигнации. Договор консигнации — это разновидность договора комиссии, в условиях которого предусмотрена продажа в течение определенного срока (периода времени) поставленных на склады комиссионера товаров.



Особенности договоров комиссии


Пунктом 3 статьи 880 ГК определено, что законодательством могут быть предусмотрены особенности отдельных видов договора комиссии.


Так, розничная комиссионная торговля непродовольственными товарами осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей», с изменениями и дополнениями, Правилами осуществления розничной торговли отельными видами товаров и общественного питания, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 384, с изменениями и дополнениями, и Правилами комиссионной торговли.


Временными правилами комиссионной торговли букинистическими изданиями, утвержденными приказом Государственного комитета Республики Беларусь по печати от 4 августа 1999 г. № 223, регулируется порядок комиссионной торговли букинистическими изданиями.


В российском законодательстве содержится агентский договор (гл. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации), представляющий по сути смесь договоров поручения и комиссии. При заключении внешнеторговых агентских договоров белорусские организации могут руководствоваться Типовым коммерческим агентским контрактом, разработанным Международной торговой палатой (публикация № 496), а при заключении дистрибьюторских договоров — аналогичным Типовым дистрибьюторским контрактом (публикация № 518).



Комиссионное вознаграждение


Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), — также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, установленных в договоре комиссии.


В случае, если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 394 ГК, т.е. в случае, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.


Как правило, вознаграждение определяется в процентах от цены сделки, однако оно может устанавливаться также в твердой сумме или иным образом. Например, комиссионное вознаграждение может быть определено и в виде разницы между ценой, по которой товар передан комитентом комиссионеру, и ценой, по которой комиссионер продаст товар.


Таким образом, отпускные цены на товар по договору комиссии устанавливаются и утверждаются комитентом.


Законодательством допускается возможность продажи товара комиссионером на более выгодных условиях, т.е. по ценам, превышающим указанные комитентом. При этом порядок распределения дополнительной выгоды определяется договором (ст. 882 ГК).


В случае, если комитент в соответствии с положениями договора комиссии допускает возможность продажи товара комиссионером на наиболее выгодных условиях, комиссионер имеет право реализовать товар по более высокой цене, чем цена комитента. При этом следует соблюдать нормы законодательства по ценообразованию.


Возможность реализации товаров комиссионером по ценам ниже установленных комитентом предусмотрена статьей 885 ГК, в соответствии с которой комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не мог предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. Комиссионер обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях, как только уведомление стало возможным. Комиссионер, продавший имущество по цене ниже цены, согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки. В случаях, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний.


Таким образом, в случае невозможности реализации товара по цене, установленной комитентом, необходимо согласовать цену товара, предусмотренную в договоре (спецификации, товарных и товарно-транспортных накладных формы ТН-2 и ТТН-1).



О некоторых вопросах, возникающих при возмещении расходов, связанных с исполнением поручения


Договор комиссии является, безусловно, возмездным, так как комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение. Кроме того, статьей 891 ГК предусмотрено, что комиссионер имеет право на возмещение понесенных на исполнение поручения расходов, но при условии представления доказательств реального наличия данных расходов. Той же статьей установлено, что по общему правилу расходы по хранению имущества комитента не подлежат возмещению, однако норма части второй статьи 891 ГК является диспозитивной и может быть изменена соглашением сторон или законодательством. Следовательно, состав подлежащих возмещению расходов определяется содержанием комиссионного поручения. В него могут включаться расходы по перевозке, переработке, страхованию, уплате процентов за пользование кредитом и т.д.


Таким образом, во-первых, если комиссионер произвел расходы, связанные с исполнением поручения, то данные расходы должны быть возмещены комитентом; во-вторых, любые убытки, связанные с имуществом комитента, также должны погашаться последним.


Комиссионер сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов в случае, если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента. В данном случае судебная практика исходит из того, что если договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента, то комиссионер имеет право на возмещение понесенных им расходов, включая также и суммы убытков, которые он возместил третьему лицу вследствие неисполнения перед ним обязательств по вине комитента.


В статье 882 ГК указано, что принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.


В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Ранее, в соответствии с Кодексом 1964 г., вся выгода поступала комитенту. Настоящее правило стимулирует комиссионера к совершению сделки на наиболее выгодных условиях. Однако соглашением сторон (условиями договора) может быть конкретизировано деление выгоды по-иному.


Кроме того, для того, чтобы определить, относятся те или иные расходы комиссионера к возмещаемым комитентом, необходимо установить, существует ли прямая причинно-следственная связь между исполнением поручения и произведенными расходами.


При этом необходимо учитывать, что статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности», с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны в обязательном порядке оформляться первичными учетными документами, имеющими юридическую силу и служащими основанием для ведения бухгалтерского учета. Поэтому для обоснованного включения комитентом в издержки тех или иных расходов, понесенных комиссионером, комитент должен иметь соответствующие первичные документы (акты выполненных работ, квитанции уплаченных сборов и т.п.), подтверждающие их характер и размер. Причем из указанных документов должно быть очевидным, что расходы совершены комиссионером в интересах комитента в рамках исполнения конкретного договора.



Рассмотрим несколько конкретных ситуаций, связанных с возмещением расходов.


Ситуация.

Комитент дал поручение комиссионеру продать товар на условиях франко-склад комиссионера. Комиссионер продал товар на условиях франко-склад покупателя, нанял транспорт и доставил товар покупателю.

Должен ли комитент возмещать расходы по указанной транспортировке?

Статьей 891 ГК предусмотрено требование возместить израсходованные на исполнение поручения суммы. Комиссионер обязан исполнить поручение в соответствии с указаниями комитента (ст. 882 ГК). Таким образом, комиссионер действовал вопреки указаниям комитента (должен был продать без учета стоимости доставки, а продал с учетом стоимости доставки). Поэтому расходы на доставку возмещению подлежать не будут.


Ситуация.

Комитент дал поручение комиссионеру продать товар. Комиссионер выполнил поручение комитента, но при этом нанял транспорт, стоимость транспортировки которым обошелся в два раза дороже, нежели обычные тарифы на транспортировку в аналогичных условиях.

Должен ли комитент возмещать разницу между ценой данной транспортировки и обычными тарифами на транспортировку?

Как уже было отмечено ранее, статьей 882 ГК предусмотрено требование, чтобы поручение было исполнено на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента. При отсутствии указания поручение исполняется в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

При этом данная норма фактически повторяет норму статьи 290 ГК о применении обычно предъявляемых требований.

При заказе перевозки по ценам, превышающим обычные, комиссионер действует на условиях, не выгодных для комитента, не соблюдая обычно предъявляемые требования. Поэтому разница в ценах также не будет подлежать возмещению комитентом.


Ситуация.

Комитент дал поручение комиссионеру продать товар за пределы республики. Для отправки товара требуется оформить таможенную декларацию. Комиссионер нанимает декларанта и уплачивает ему вознаграждение.

Должен ли комитент возмещать расходы по оплате услуг декларанта?

Обращаясь за услугами к декларанту, комиссионер заключает сделку. Если комитент дал указание заключить договор купли-продажи, то это не означает, что дано поручение на заключение договора на оказание услуг по декларированию товаров. Учитывая, что комиссионер вправе оформить декларацию сам, без обращения к сторонним лицам, а также то, что само поручение на продажу за пределы республики не включает в себя поручение об обращении к декларанту, расходы на декларирование товаров в данном случае также не подлежат возмещению.

Часто говорится о возмещении расходов, связанных с исполнением поручения. Однако в ГК говорится о возмещении израсходованных на исполнение поручения сумм, т.е. только о денежных средствах, непосредственно использованных на исполнение поручения.

Таким образом, необходимо учесть, что не могут быть истребованы с комитента суммы, выплаченные работникам комиссионера за исполнение трудовых обязанностей, а также налоги, уплаченные комиссионером. Такие расходы косвенно связаны с исполнением поручения, но не израсходованы непосредственно на его исполнение.

Что касается убытков в случае, когда возникает необходимость конверсии валюты, то подлежит применению статья 888 ГК. Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента.

Таким образом, законодатель никогда не исходил из принципа полного возмещения всех расходов комиссионера.



Права на вещи, являющиеся предметом комиссии


В соответствии со статьей 886 ГК вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Передаваемая комиссионеру для реализации вещь остается в собственности комитента до момента возникновения на нее права собственности у покупателя (приобретателя). Все вещи, полученные комиссионером по заключенным им с третьими лицами договорам, поступают в собственность комитента сразу же после передачи их комиссионеру. Комиссионер обладает правом владения товаром, переданным комитентом (полученным для комитента), а также правом ограниченного распоряжения им. Данное право ограничено договором комиссии и указаниями комитента: комиссионер может распоряжаться полученным для продажи товаром только способами и на условиях, определенных в соответствии с договором комиссии.


При этом комиссионер вправе в соответствии со статьей 340 ГК удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии. Это позволяет комиссионеру обеспечить свои требования.


Частью второй пункта 2 статьи 886 ГК предусмотрен особый случай прекращения права удержания. В случае объявления комитента экономически несостоятельным (банкротом) с целью создания условий для обеспечения требований не только комиссионера, но и иных кредиторов комитента, законодатель связал прекращение у комиссионера права удержания и удовлетворение его требований к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, в соответствии со статьей 340 ГК наравне с требованиями, обеспеченными залогом.


Статьи 340 и 887 ГК предусматривают: применение удержания в отношении денежных средств, поступивших комиссионеру за счет комитента и поэтому подлежащих передаче последнему; возможность удержания не ставится в зависимость от просрочки комитента в уплате причитающихся комиссионеру сумм; удерживаемые денежные средства поступают в собственность комиссионера. Удержание денежных сумм по своей сути является особым случаем зачета встречных однородных требований. Для зачета встречного требования достаточно заявления одной стороны. Применение зачета является основанием прекращения взаимных денежных обязательств комиссионера и комитента. Объектом зачета являются: с одной стороны — обязательство комиссионера передать комитенту полученные за счет последнего денежные суммы, с другой — обязательство комитента уплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение, включая вознаграждение за делькредере, возместить комиссионеру понесенные им расходы по исполнению комиссионного поручения.



Права и обязанности сторон по договору комиссии

Совершение комиссионером сделки по поручению комитента, но от своего имени означает не только возложение на комиссионера прав и обязанностей по данной сделке, но необходимость обеспечения со стороны комиссионера, а не со стороны комитента установленных к соответствующей деятельности требований.


В частности, в соответствии с Правилами комиссионной торговли комиссионер обязан предоставить покупателю информацию о специальных разрешениях (лицензиях) на все виды осуществляемой им деятельности, связанные с продажей товаров и подлежащие лицензированию, с указанием номера, даты выдачи, срока действия, органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию), а также по требованию покупателя предоставить возможность для ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке. Комиссионер, осуществляющий комиссионную торговлю радиоэлектронными средствами с радиоизлучением и (или) высокочастотными установками, обязан иметь разрешение на их реализацию, выданное Государственной инспекцией Республики Беларусь по электросвязи Министерства связи и информатизации.


Комиссионер, осуществляющий на основании договора комиссии торговую посредническую деятельность, обязан выполнять требования к такой деятельности, установленные, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» с изменениями и дополнениями2 (далее — Указ № 117). Необходимо обратить внимание, что посреднической деятельностью в рамках применения Указа № 117 является не заключение договоров комиссии, а их исполнение путем заключения договоров купли-продажи и тому подобных договоров. Следовательно, указание цели приобретения товаров необходимо в договоре купли-продажи, а не в договоре комиссии.

_________________________________

2Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 утверждены мероприятия по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», перечень которых включает 133 мероприятия. Среди прочих мероприятий запланировано признание утратившим силу Указа № 117. Указанное мероприятие запланировано на II квартал 2011 г. Таким образом, после утраты силы Указа № 117 данные требования будут неактуальны.

Рассмотрим права и обязанности сторон по договору комиссии.


Комитент:


обязан уплатить комиссионеру вознаграждение и дополнительное вознаграждение в случае, если комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере) (п. 1 ст. 881 ГК). Причем договор считается исполненным и вознаграждение выплачивается даже в том случае, если товар передан непосредственно комитентом покупателю, минуя комиссионера, конечно же если комиссионер совершил поиск контрагентов и заключил договор;

обязан возместить комиссионеру расходы, связанные с исполнением комиссионного поручения (ст. 891 ГК). При этом комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если договором комиссии не предусмотрено иное;

обязан без согласия комиссионера не вступать в непосредственные отношения с субкомиссионером в случае заключения комиссионером договора субкомиссии (п. 2 ст. 884 ГК);

обязан принять от комиссионера все исполненное по договору комиссии (п. 1 ст. 980 ГК);

обязан осмотреть имущество, приобретенное для него комиссионером, и известить последнего без промедления об обнаруженных в этом имуществе недостатках (п. 2 ст. 980 ГК);

обязан освободить комиссионера от обязательств, принятых на себя перед третьими лицами по исполнению комиссионного поручения (п. 3 ст. 980 ГК);

в случае, если комиссионер купил имущество по цене выше цены, согласованной с комитентом, комитент, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру в разумный срок по получении от него извещения о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае покупка признается принятой комитентом (п. 3 ст. 885 ГК);

если комиссионер сообщил, что принимает разницу в цене на свой счет, комитент не вправе отказаться от заключенной для него сделки (абз. 2 п. 3 ст. 885 ГК).


Комиссионер:

обязан совершить одну или несколько сделок от своего имени по поручению комитента и за счет комитента на наиболее выгодных условиях для комитента (п.1 ст. 880 ГК);

по исполнении поручения обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 889 ГК).

Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.


Форма представляемого отчета указанной статьей не определена, однако она должна соответствовать форме, в которой совершен договор комиссии.


Содержание отчета зависит от содержания исполненного комиссионного поручения. В договорах комиссии, направленных на совершение одной или нескольких несложных сделок, отчет может быть выражен в передаче вырученной суммы или приобретенного имущества. В более сложных отношениях может потребоваться отчет с изложением всех произведенных комиссионером действий и указанием всех расходов, понесенных по исполнению комиссионного поручения. В этом случае договором может быть предусмотрено приложение к отчету документов, подтверждающих расходы комиссионера.

В отчете следует отразить ту информацию, которая необходима комитенту. Например, для целей налогообложения важным фактором является определение момента реализации, а также отражение хозяйственных операций для бухгалтерского учета;

обязан проявлять необходимую осмотрительность в выборе третьих лиц, с которыми совершает сделку (п. 1 ст. 883 ГК);

в случае неисполнения третьим лицом сделки обязан незамедлительно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования (п. 2 ст. 883 ГК);

обязан уведомить комитента о допущенных отступлениях от его указаний, как только такое уведомление стало возможным. При этом комиссионеру, действующему в качестве предпринимателя, может быть предоставлено комитентом право отступать от его указаний без предварительного запроса. В этом случае комиссионер обязан в разумный срок уведомить комитента о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 885 ГК);

комиссионер, продавший имущество по цене ниже цены, согласованной с комитентом, обязан возместить последнему разницу, если не докажет, что у него не было возможности продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки (п. 2 ст. 885 ГК);

в случаях, когда комиссионер был обязан предварительно запросить комитента, комиссионер должен также доказать, что он не имел возможности получить предварительно согласие комитента на отступление от его указаний (п. 2 ст. 885 ГК);

обязан принять меры к охране прав комитента, собрать необходимые доказательства и обо всем без промедления сообщить комитенту, если при приеме комиссионером имущества, присланного комитентом либо поступившего к комиссионеру для комитента, в этом имуществе окажутся повреждения или недостача, которые могут быть замечены при наружном осмотре, а также в случае причинения кем-либо ущерба имуществу комитента, находящемуся у комиссионера (п. 2 ст. 888 ГК).


Комитент:

вправе отказаться от исполнения договора комиссии в любое время, отменив данное комиссионеру поручение (п. 1 ст. 893 ГК);

в случае прекращения договора, если срок действия в договоре не указан, должен уведомить комиссионера о прекращении договора не позднее чем за 30 дней, если более продолжительный срок уведомления не предусмотрен в самом договоре (п. 2 ст. 893 ГК).


Комиссионер вправе:

в целях исполнения договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом, если договором комиссии не предусмотрено иное. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента (ст. 884 ГК);

отступить от указаний комитента, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах комитента и комиссионер не имел возможности предварительно запросить комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос (п. 1 ст. 885 ГК);

удержать причитающуюся ему по договору комиссии сумму комиссионного вознаграждения из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента (ст. 887 ГК). При этом выручка комитента будет состоять из всех сумм, полученных комиссионером за реализованное имущество, включая сумму удержанного комиссионного вознаграждения;

требовать возмещения убытков, вызванных отменой комитентом поручения (п. 1 ст. 893 ГК).


Ответственность комиссионера

Комиссионер отвечает перед комитентом за утрату, недостачу или повреждение находящегося у него имущества комитента (п. 1 ст. 888 ГК).

В случае, когда комитент предписал комиссионеру застраховать имущество за счет комитента либо страхование этого имущества комиссионером предусмотрено договором комиссии, комиссионер, не застраховавший находящееся у него имущество комитента, несет за это ответственность (п. 3 ст. 888 ГК).


Ответственность комитента

Что касается ответственности сторон за неисполнение сделки, то следует отметить, что статьей 883 ГК предусмотрено, что в целом комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение сделки третьим лицом. Однако в случае, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере), ответственность у комиссионера может возникнуть. Так, если покупатель не оплатит поставленный ему комиссионером по договору купли-продажи товар, то комиссионер по общему правилу не будет нести за это ответственность перед комитентом.

Передача комитенту прав требования по сделке, не исполненной третьим лицом, происходит с соблюдением правил об уступке права требования. Уступка прав комитенту по его требованию по сделке, не исполненной третьим лицом, происходит даже в случае, если имеется соглашение комиссионера с третьим лицом о запрете либо ограничении такой уступки требования. То есть в отношении договора комиссии существует запрет на такого рода права.


Прекращение договора комиссии

Статьей 892 ГК предусмотрены обстоятельства, по которым договор комиссии может быть прекращен.

Договор комиссии прекращается вследствие:


отказа комитента от исполнения договора.

В случае, если договор был заключен на неопределенный срок (в том числе без указания срока действия), комитент обязан уведомить комиссионера о таком отказе не менее чем за 30 дней, а также полностью с ним рассчитаться: выплатить вознаграждение и покрыть расходы за уже совершенные сделки.

В случае, если договор был заключен на определенный срок, но до его истечения, отказ допускается в любой момент, но комитент имеет право на возмещение убытков (включая упущенную выгоду).

Кроме того, в случае отмены поручения комитентом он обязан незамедлительно распорядиться всем находящимся у комиссионера имуществом. В противном случае ему придется нести все издержки, связанные с его хранением. При этом комиссионер имеет право продать такое имущество по возможно более выгодной цене;


отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмотренных законодательством или договором.

В случае, если договор заключен на неопределенный срок, комиссионер обязан предварительно уведомить комитента о таком отказе за 30 дней; во всех остальных случаях, только когда такое право комиссионера предусмотрено в договоре. При этом комитент обязан распорядиться находящимся у комиссионера имуществом в течение 15 дней после получения уведомления. В противном случае у последнего имеются те же права, что и в случае отказа комитента от исполнения договора;


смерти комиссионера, объявления его умершим, признания недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;


признания индивидуального предпринимателя, являющегося комиссионером, экономически несостоятельным (банкротом).

Причем в случае объявления комиссионера экономически несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указания последнего, переходят к комитенту. В случае ликвидации юридического лица — комиссионера прекращение договора комиссии будет рассматриваться в рамках ликвидационного производства.

Все, о чем говорилось ранее, приемлемо для договора комиссии, заключенного между резидентами Республики Беларусь.


Договор комиссии имеет следующие преимущества перед другими видами договоров:

комиссионер экономит свои оборотные средства, рассчитываясь с комитентом только после продажи товара;

товар, который не продан, может быть в обычном порядке возвращен комиссионером комитенту;

комиссионер значительно увеличивает свой ассортимент и расширяет клиентскую сеть и рынок сбыта;

комитент увеличивает объем продаж.


Особенности внешнеторгового договора комиссии


При осуществлении внешнеторговой деятельности договор комиссии используется достаточно часто. Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изменениями и дополнениями; далее — Указ № 178) установлено, что внешнеторговый договор — договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.


С введением заявительного принципа регистрации сделки связана и либерализация указания во внешнеторговом договоре его обязательных условий. Так, подпункт 1.16.4 пункта 1 Указа № 178 устанавливает, что резиденты обязаны предусмотреть в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной. Согласно статье 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.


Таким образом, внешнеторговый договор помимо условия расчета в зависимости от вида договорных обязательств должен содержать существенные условия, предусмотренные для договора комиссии. При этом следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 27 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46, при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет:


соответствие валюты расчета валютному законодательству;

наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента;

наличие условий расчетов.


Исполнение внешнеторгового договора комиссии реализуется посредством нескольких правовых ситуаций, в которых комиссионер в интересах комитента выступает либо экспортером, либо импортером. Договор комиссии помимо того, что он является внешнеторговым договором, предусматривающим экспорт либо импорт товаров, может рассматриваться как внешнеторговый договор, предусматривающий импорт либо экспорт услуг, которые заключаются в осуществлении определенных действий со стороны нерезидента в пользу резидента, в том числе реализации товара, переданного резидентом, либо оказании комиссионером услуг нерезиденту (комитенту).


В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

при экспорте — не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.


Начало и истечение сроков определяются положениями ГК. Так, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, а действие должно быть произведено до 24.00 последнего дня срока (ст. 194 и ч. 1 ст. 195 ГК).


Резиденты обязаны в указанные сроки обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.


Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь, выдаваемых по ходатайству Совета Министров Республики Беларусь либо иного государственного органа. Национальный банк Республики Беларусь вправе определить иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций, чем указанные в части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178.


Комиссионер, выступая в качестве продавца-экспортера, обязан обеспечить поступление выручки от экспорта в течение 90 календарных дней с даты отгрузки товаров.


Согласно подпункту 1.6.3 пункта 1 Указа № 178 датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные режимы, предусмотренные Таможенным кодексом Республики Беларусь. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, то датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров — дата их оприходования в установленном порядке импортером. Следует обратить внимание, что момент перехода права собственности на товар чаще всего не совпадает с моментом передачи товара.


В случае превышения сроков проведения внешнеторговых операций пунктом 1 статьи 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены санкции: наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 2 % от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции.


Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 178 предусмотрено, что поступление денежных средств при завершении внешнеторговой операции способами, перечисленными в абзацах втором и третьем подпункта 1.7 пункта 1 Указа № 1783, осуществляется только на счета экспортеров, за исключением денежных средств, перечисленных либо направленных на цели, предусмотренные в абзацах втором – девятом подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 178. Так как в данном случае комиссионер является экспортером, а выручка от экспорта должна быть зачислена именно на его счет, то предусмотреть в договоре положения о том, что покупатель перечисляет денежные средства непосредственно комитенту, минуя комиссионера, не представляется возможным. В противном случае к нему могут быть применены санкции, установленные статьей 11.40 КоАП: перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств.

_______________________________

3«…поступления денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги согласно внешнеторговому договору;

получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером (банком) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией;».

В случае проведения валютных операций в рамках договора комиссии, по условиям которого комиссионер осуществляет экспорт за иностранную валюту, разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте между субъектами валютных операций — резидентами (подп. 25.3 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72, с изменениями и дополнениями).


Законодательством предоставлена льгота по обязательной продаже валюты для лиц, исполняющих договор комиссии. Так, в соответствии с подпунктом 4.4 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты», с изменениями и дополнениями, освобождается от обязательной продажи выручка в иностранной валюте, подлежащая перечислению и перечисляемая в течение 30 дней со дня поступления на счет согласно договорам поручения либо комиссии с нерезидентами в ходе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями посреднической деятельности, которая непосредственно связана со сделками, по которым получена выручка в иностранной валюте.


При неполном использовании юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем выручки в иностранной валюте на соответствующую цель в установленный срок остаток выручки в иностранной валюте должен быть продан в счет обязательной продажи. В случае неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем такой обязательной продажи расчет количества просроченных дней производится с 31-го календарного дня со дня поступления выручки в иностранной валюте на его транзитный счет.


В случаях необеспечения поступления экспортной выручки в соответствии с требованиями законодательства предусмотрена административная ответственность.


Так, статьей 11.39 КоАП определено, что несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере суммы средств, не полученной на свой счет; несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств.


Обязательства нерезидента могут быть прекращены не только поставкой товара (по импорту) или платежом (по экспорту). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга», с изменениями и дополнениями, установлено, что внешнеторговая операция в установленные Указом № 178 сроки может быть завершена полным или частичным зачетом встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении.


В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 Указа № 178 по каждому внешнеторговому договору (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, — по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, за исключением внешнеторговых договоров, предусматривающих предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).


Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление в двух экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки согласно приложению 1 к Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46, с изменениями и дополнениями, оригинал или копию внешнеторгового договора (приложения к договору) (при электронном документообороте — электронную копию внешнеторгового договора (приложения к договору), заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде). Один экземпляр заявления остается в банке.


Резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549 «О статистическом декларировании товаров», с изменениями и дополнениями, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации.


С.П. КАЗЮКОВИЧ, ведущий научный редактор, юрист

Информационно-правовая система
по законодательству Республики Беларусь